Михаил Король (m_k) wrote,
Михаил Король
m_k

Category:

Пятница № 15 (43). На перекрестке, но не на морковке

Для семинара "Вокруг да около Храма" ушедший 2005-ый год был замечательным и важным, ибо именно в этом году семинар и родился. И 43 раза тамплиеры вышли на пятничные прогулки. Последняя прогулка года (30 декабря) была посвящена Тель-Гезеру, месту удостоеному множества исследований. Найти информацию про него не сложно, а вот на самом холме мало кто бывал... Для теоретической части отчета я использовал перевод статьи из "Нового израильского путеводителя" (2001).
Тель-Гезер находится на севере Шфелы (предгорного района). Площадь холма - 12 дунамов (дунам = 10 соток), высота его 229 м над уровнем моря, а сам он возвышается над окружающим примерно на 100 м. Граничит с поселением Кармей-Йосеф. Другие ближайшие населенные пункты - киббуц Гезер, мошав Бейт-Узиэль, деревня Бин-Нун. Все дороги, ведущие, к холму, - проселочные.
В библейские времена тут располагался город Гезер - один из самых важных в регионе. Значение такое город приобрел благодаря своему стратегическому месторасположению - непосредственной близостью к перекрестку международного Морского Пути и дороги, ведущей от прибрежной равнины в Иерусалим. Несмотря на то, что Гезер находится в центре региона, он в большинстве исторических периодов оставался пограничным городом между удельными владениями жителей гор и жителей равнины.
Город постоянно снабжался водой из близлежащих источников, коими являются: а) Эйн- Йеред (Эйн-Йарда), в 800 метрах с восточной стороны холма, и б) Эйн-Танур (Эйн-Альбус), бьющий у юго-западного подножья холма.
Холм окружен плодородными наносными почвами. С трех сторон кургана - крутые склоны, и только на юго-востоке он соединен высокой седловиной с прилегающими холмами сектора. Подход к Гезеру с юга относительно удобен, и поэтому здесь в разные периоды устанавливались врата, и жители города укрепляли город именно с этой стороны.
С библейским Гезером этот холм впервые отождествил в 1871 году французский исследователь Шарль Клермон-Гано. Арабы называют холм - Тель Абу-Шуша по имени деревни, построенной в нижней части холма; деревня сия во время Войны за Независимость была разрушена и покинута жителями навсегда.
В 1902-1909 годах здесь копал Р.Мак-Листер под эгидой P.E.F. (Palestine Exploration Fund, основанного в 1865 г.). Это была одна из первых крупных раскопок в стране Израиля. В 1934 году северо-западный склон холма был исследован А.Роо. В 1964-1973 гг. проводились раскопки, организованные Hebrew Union College под руководством Дивера и Райта.
Первое поселение на холме относится к периоду халколита. В период ранней бронзы I местные жители обитали в пещерах под вершиной. Одним из их обычаев было предание мертвых огню. В период ранней бронзы II поселение разрастается, но в отличие от других городов остается "открытым", без крепостной стены. Следующие несколько столетий не оставлют значительных следов в развитии города. Вероятно, что в период промежуточной бронзы Гезер представлял собой незначительное поселение. Возрождение града пришлось на период средней бронзы II-А и обусловлено развитием связей с Египтом. В Гезере найдено множество египетских артефактов, в том числе статуя чиновника XII династии. Высшей точки развития Гезер достигает в период средней бронзы II-Б, когда строятся первые фортификационные сооружения и культовое святилище в северной части холма. Был найден обломок с протохананейской надписью, относящейся к концу периода средней бронзы или к началу поздней бронзы. К периоду поздней бронзы относится первое упоминание о Гезере в исторических источниках - в перечне городов, захваченных Тутмосом III во время военного похода 1468 г. до н.э. Пленные из Гезера упомянуты (предположительно) на стеле Тутмоса IV. Найден обломок с клинописью времен пребывания Тутмоса IV в этих краях, содержащей приказ фараона о передаче Гезера под его правление. В письмах Эль-Амарны (XIV век до н.э.) Гезер неоднократно упомянут как один из важнейших городов региона. Вот фрагмент письма середины XIV в. до н.э. к наместнику Гезера: " ..Послал я к тебе Ханоя, командующего войсками, дабы взял красивых женщин и с ними золото, серебро, одежды, сандаловое дерево, всякие драгоценные камни и прочее... И, пожалуйста, пошли женщин очень красивых, и чтоб не было ни единой некрасивой, дабы фараон, твой повелитель, сказал: "Они поистине все красивы". Если все сделаешь, сохранишь жизнь свою. И помни: мир фараону — мир солнцу, его солдатам, колесницам и лошадям ".
Обнаружены письма трех разных удельных князьков Гезера фараонам Аменхотепу III и Аменхотепу IV (Эхнатону), представляющие собой дипломатическую переписку.
Гезер также упомянут в "израильских стелах" фараона Марнептаха (1220 г. до н.э.), засвидетельствоваших захват города во время его похода в Страну Израиля.
В библейской литературе Гезер и его царь упомянуты прежде всего в главе, повествующей о захвате городов Шфелы Йехошуа бин-Нуном (Йехошуа 10:33), и в списке побежденных царей Ханаана (Йехошуа 12:12), однако сам город, очевидно, захвачен не был. По жребию Гезер достался колену Эфраима (Йехошуа 16:3-5), но ханаанские жители не были изгнаны из города (Судьи 1:29). Фелистимляне поселяются в Гезере в начале периода железа и их столкновения с евреями совпадают по времени с царствованием Давида: "...И возвратился Давид и весь народ в Иерусалим. И началась война в Гезере с фелистимлянами" (Хроники I, 20:4). "И поступил Давид, как повелел ему Бог, и поразил стан фелистимлян от Гивона и до Гезера" (Хроники I, 14:16).
В середине X века до н.э. город был захвачен египетским фараоном (считается, что это был Сай-Амон из XXI династии) и дипломатически передан Соломону: "Паро, царь Египетский, поднялся и захватил Гезер, и сжег его огнем, а Кенаанеев, живших в городе, перебил; и отдал его в приданое дочери своей, жене Шломо. И отстроил Шеломо Гэзэр..." (Цари I, 19:16-17).
Соломон укрепил Гезер, а также Хацор, Мегидо и Иерусалим (Цари I, 9:15). В раскопках Гезера обнаружены ворота и часть стен, идентичные найденным в Хацоре и Мегидо и получившие название Соломоновых.
В 952 году до н.э. город захватывает во время военного похода на Иерусалим египетский фараон Шишак (Шишонк I, XXII династия), после чего существенно уменьшается значение Гезера...
Во дворце Тиглат Пильэсэра, третьего ассирийского царя, был найден барельеф с изображением осады Гезера предположительно в 734 г. до н.э. Печати же из разряда "для царя" конца VIII в. до н.э., найденные при раскопках, свидетельствуют, что город во времена царя Хизкияху находился под властью Иудеи.
Найдены также два ассирийских договора VII в. до н.э., записанных клинописью на глиняных табличках. Но самой важной находкой является, конечно, знаменитый календарь из Гезера - семь строчек протоеврейского шрифта, выцарапанных на куске известняка. Текст календаря гласит:
"Два месяца — сбор.
Два месяца — сев.
Два месяца — поздний урожай. Месяц — уборка льна.
Месяц — жатва ячменя.
Месяц — жатва и измерение.
Два месяца — обрезка (лозы).
Месяц — спелые плоды.
Абийя".

Датируется этот календарь X веком до н.э. Текст этот, скорее всего, письменные упражнения ученика по имени Абийяху. На семинаре мы неоднакратно обращались к изучению и смакованию этого самого древнего образца еврейской эпиграфики.
Есть иследователи, полагающие, что Гезер развивался и во времена "иудейского пленения", в начале персидского владычества. Свидетельство тому - найденные печати с именем паши Хад.
Гезер времен восстания Хасмонеев (167 г. до н.э.) отмечен в апокрифических "Маккавейских книгах". После победы в Эмаусе и Хадаше Йеуда-Макаби гнал разбитую армию селевкидов до Гезера, который был захвачен спустя несколько лет братом Йеуды Шимоном. Наместником назначен был сын Шимона Йоханан-Гиркан.
На холме обнаружены следующие строения эллинистического периода, от Хасмонеев до начала римского владычества: две бани, миквы, погребальные пещеры греческого и раннеримского образца. Обнаружены и еврейские захоронения, а в них оссуарии и светильники иродианского типа, что говорит и о еврейском населении Гезера в период Второго Храма.
В римский период город постепенно пришел в запустенье. Впрочем, в близлежащих от холма захоронениях найдены артефакты, относящиеся к византийскому и более поздним периодам.
Во время Первой Мировой Войны, 16 ноября 1917 года, дивизия британской кавалерии повела на Тель-Гезер, удерживаемый турецко-германскими силами, наступление и захватила его.
В деревне Абу-Шуша, что существовала возле холма вплть до Войны за Независимость, находилась могила шейха Ахмеда Аль-Джазари. В имени его, конечно же, звучит "гезер"...
В современном иврите самое распространенное значение слова "гезер" - морковка, но каратиновый корнеплод к нашему холму отношения не имеет никакго, ибо "гезер" - это еще и сектор, некий разворот перспективы, раскрой обзора... Что хорошо понимаешь, когда подымаешься на этот столь важный и жирный пупырь истории...
Тэк-с, теперь немного иллюстративного материала с прогулочки. Обратите внимание на последние фотографии. На них запечатлена легендарная Мандрагора (она и здесь, на Гезере, растет привольно!), которой посвятила отдельный репортаж NiN - http://www.livejournal.com/community/maclura/5536.html
- А вот и "морковный" отчет NiN - http://www.livejournal.com/users/anno_nin/5278.html
- И шикарный фоторепортаж от Бени - http://www.livejournal.com/users/_bees_/22351.html






















































































Tags: Пятничные прогулки тамплиеров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments